Тема
урока: Понятие об односоставных
предложениях.
Виды односоставных предложений
Цель урока:
· дать понятие об односоставных предложениях;
· закрепить знания о признаках и функции главных членов
предложения;
· воспитывать у учащихся интерес к изучению русского
языка, к творчеству русских писателей.
Задачи:
· отличать односоставные предложения от двусоставных и
понимать их роль в тексте;
· находить в предложении подлежащее и сказуемое, определять способы их выражения;
· закреплять ранее изученные правила русской орфографии;
· повышать орфографическую грамотность.
Тип урока: Урок объяснения нового материала.
Межпредметные связи: связь с литературой, историей, информатикой.
Оборудование:
- Экран.
- Мультимедийный проектор.
- Презентация в PowerPoint.
- Компьютеры.
- Программа для проведения компьютерного теста.
- Бланки для проведения теста.
- Школьная доска.
- Учебники. Письменные принадлежности.
Ход
урока.
I.Организационный момент.
Эпиграф: Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
- Как вы понимаете данное высказывание?
- Вы с ним согласны?
- Так давайте сегодняшний урок мы проведем под этим девизом. Не
будем терять время и перейдем к уроку.
II. Орфографическая разминка. (Слайд № 2)
Вставьте
пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте недостающие знаки препинания.
·
По выучке….
маст…ра знают. В…дой солнца (не)пог…сить. Думай хорошо и мысли созр…вают в
добрые поступки. Доброму ч…ловеку бывает стыдно даже перед с…бакой.
Определите
тип предложения по строению грамматической основы. Какие это
предложения по наличию главных членов предложения?
(Проверь
себя. (Слайд № 3)
III. Понятие об односоставных предложениях.
Работа над
темой.
·
Итак, вы уже знаете, что по своим
грамматическим основам простые предложения бывают (слайд
№ 4) двусоставными и односоставными. В двусоставных предложениях
грамматическая основа состоит из двух главных членов – подлежащего и
сказуемого, причем оба эти члена необходимы для понимания смысла предложения.
·
В односоставных
же предложениях (слайд № 4)
грамматическая основа состоит из одного
главного члена, причем второй главный член не нужен для понимания смысла
предложения или его вообще не может быть.
·
Поэтому по форме
главного члена односоставные предложения делятся на две группы, а какие мы
сейчас узнаем.(Слайд № 5)
Запишите предложения и укажите, чем выражен главный
член предложения. Подведем итог наблюдению. (Слайды
№ 6-7)
IV. Закрепление
нового материала
Самостоятельная работа
1. Выпишите
односоставные предложения, подчеркните основу.(Слайды № 8-9)
2. Определите вид
односоставного предложения. (Слайд
№ 10)
3. А. Выполнение компьютерных
тестов (1 группа).
Б. Отредактировать текст, заменив некоторые
двусоставные предложения односоставными (2 группа). (Слайды № 11-12) 4.
А. Выполнение компьютерных тестов (2 группа).
Б. Восстановить пословицы (1 группа). (Слайды 13-14)
V.
Подведение итогов урока.
1. На какие группы делятся предложения в зависимости от
строения грамматической основы (наличие одного или двух главных членов)?
2. Как называются предложения с главным членом сказуемым?
3. Как называются односоставные предложения с главным
членом предложения подлежащим?
VI. Домашнее
задание.
1. Записать 5 пословиц.
2. Найти в произведениях А.С. Пушкина 5 примеров односоставных
предложений и записать их.
3. Прочитать параграф 15 учебника (стр. 87-88).
|