Персональный сайт Зотова Василия Викторовича - Открытые уроки
Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 09.12.2016, 00:01

МОЙ САЙТ

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 146
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Открытые уроки

У р о к  литературы в 7 классе

 

Т Е М А:    А.П. Чехов. “Хамелеон”.

Смешное и грустное в рассказе. “Говорящие“  фамилии как средство

юмористической характеристики.   Значение диалога  и      художественной детали в раскрытии характеров.

 

Ц е л ь:  познакомить учащихся с приемами чеховской сатиры;

               показать значение диалога и художественной детали в изображении

               характеров;

               воспитывать у учащихся неприятие трусости и невежества.

 

ОБОРУДОВАНИЕ: портрет писателя; текст рассказа, рисунки учащихся к  

                                     произведениям А.П. Чехова;  выставка рефератов, книг.

 

                                  Никто так не понимал так ясно и тонко, как Антон Чехов,

                    трагизм мелочей жизни, никто до него не умел так беспощадно

                        правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их  

                        жизни.                  

                                                                                                                М. Горький

 

Х О Д   У Р О К А

I.       Организационный момент.

II.    Актуализация мыслительной деятельности и мотивация работы на уроке.

   Каждый человек интересен. Писатели, композиторы, художники интересны вдвойне: они обладают способностью удивлять, восхищать, покорять. Таким был и Антон Павлович Чехов.

   На прошлом уроке мы познакомились с рассказом А.П.Чехова «Хамелеон». Тема сегодняшнего урока: Смешное и грустное в рассказе, «говорящие» фамилии как средство юмористической характеристики. Значение диалога и художественной детали в раскрытии характеров.

 

Исходя из темы, назовите цель урока.

 

Почему рассказ называется  «Хамелеон»?

           (Хамелеон –  это пресмыкающееся, которое меняет окраску кожи при перемене окружающей среды. А еще так называют человека, который из мелких корыстных побуждений легко меняет свои взгляды).

 

Это смешно или грустно, когда человек меняет свое мнение?

 

Вот сегодня  мы и попытаемся в течение  урока ответить на этот вопрос.

 

 

III.             Работа над темой.

 

1. Поисковая работа по группам.

      Дома вы искали ответы на поставленные  мною вопросы. Задание было дано по группам.

А) Назовите главных действующих лиц рассказа и охарактеризуйте их,                                              используя текст и рисунки.

Что в них смешного?

Какой смех вызывают они, добрый или злой?

  Первое действующее лицо – полицейский надзиратель Очумелов. Чем же интересна его фамилия? Что значит – «очуметь»? Посмотрите на доску, где записаны слова-синонимы: одуреть, потерять соображение. Неплохая фамилия для блюстителя порядка. Фамилии у Чехова «говорящие».

       Что это значит, для чего он их использует?  Это одно из средств юмористической характеристики героев.

        Появляется еще одно действующее лицо: « человек в  ситцевой крахмальной рубахе и расстегнутой жилетке». Это Хрюкин – «золотых дел мастер».

Что узнаем мы о нем? «Вздорный человек, ваше благородие!» - говорят из толпы. «Ты ведь …известный  народ! Знаю вас чертей!» - говорит Очумелов Хрюкину.

Как на рисунках художников показан характер Очумелова и Хрюкина?

Какой смех вызывают они, добрый или злой?

 

Б) Что можно сказать о речи героев? Найдите в тексте слова и выражения,    характеризующие  их речь.

-         Давайте прочитаем диалог Очумелова и Хрюкина в лицах. Какими они выглядят в нем? Какова роль диалога в рассказе? (помогает раскрыть характер героя)

-          Какова речь Хрюкина? Похожа ли она на речь образованного человека?

-         Как разговаривает  Очумелов? Он надзиратель, т.е. должностное лицо, приставленный наблюдать за порядком. Он должен быть человеком грамотным. Что же на самом деле?

 

Речевое мастерство Чехова помогает нам до конца понять сущность и комизм хамелеонства. Чисто полицейский характер языка Очумелова показан с помощью официальных  оборотов из уложений и приказов: «Он узнает у меня, что значит собака и прочий бродячий скот…»; «А собаку истребить надо»; «Пора обратить внимание на подобных господ, не желающих подчиняться постановлениям».

Полицейские канцеляризмы,  жандармская лексика перемешивается в речи Очумелова с вульгаризмами: «Как оштрафуют его, мерзавца! Я ему покажу Кузькину мать»; «Ты ведь вон какой здоровила. Знаю вас чертей! (о Хрюкине); «Это черт знает что. Ни шерсти, ни вида…подлость одна только»; «…ежели каждый свинья будет ей в нос сигаркой тыкать. А ты, болван, опусти руку! Нечего свой дурацкий палец выставлять».

С подчинеными и зависимыми от него людьми он не говорит, а приказывает: «Елдырин, узнай, чья это собака, и составляй протокол»; «Ты, Хрюкин, пострадал и дела этого так не оставляй»; «Не рассуждать!; «Нужно проучить».

Он подчеркивает в речи значение личного местоимения Я. «Я этого так не оставлю»; «Я покажу вам, как собак распускать»; «Скажи, что я нашел»; «Я еще доберусь до тебя!»

-         Как проявляется в речи Очумелова отношение к собаке? Найдите слова, которыми он называет её. Что вызывает смех в их разговоре и поведении? Какой это смех?

В зависимости от различных обстоятельств полицейский надзиратель то употребляет официально-деловую или бранную лексику (бродячий скот, подлость одна только), то пользуется нейтральным словом «собака». А когда узнает, кто хозяин собаки, Очумелов, кажется, у нас на глазах даже в росте уменьшился, стал совсем маленьким, и уже теперь смотрит на собаку снизу вверх. «Все лицо его заливается улыбкой умиления». Забыты недавние грозные слова, теперь полицейский надзиратель прибегает к словам с положительной эмоциональной окраской, он буквально сюсюкает: «собачка, собачонка ничего себе…Шустрая такая…цуцик этакий».

 

       В речи Очумелова наглость и самомнение соседствуют с подобострастностью и заискиванием.

Такова речевая характеристика Очумелова.

 

 В начале рассказа Хрюкин, победно держа вверх руку с окровавленным пальцем, радуется возможности получить какую-нибудь компенсацию с неведомого владельца собаки: «Пущай мне заплатят…» «Я человек, который работающий…»

Но ситуация меняется, выяснилось, что собака генеральская. Тут тон речи Хрюкина решительно меняется. Теперь он вынужден оправдываться, так как сам сунул «цигаркой ей в харю для смеха». Использует лексику, чтобы поразить воображение не только толпы, но и полицейского надзирателя: мировой(судья), закон…, «нынче все равны», «у меня у самого брат в жандармах».

 

В) В рассказе есть выразительные подробности (шинель Очумелова, которую он просит то снять, то надеть; узелок в его руке, решето с «конфискованным» крыжовником и др.). (Художественная деталь – одно из средств создания художественного образа, которое помогает представить изображаемую картину, предмет или характер в неповторимой индивидуальности).

 

-         Какое значение имеют эти художественные детали для понимания 

характеров действующих лиц?

         С первых строчек рассказа мы еще ничего не знаем об Очумелове: что он за человек, как выглядит, каков у него характер. Лишь одна деталь сразу бросается в глаза: он в новой шинели. Что это означает? Зачем нам нужно знать об этом? Может быть, просто холодный день, вот он и оделся потеплее? Читаем дальше: «За ним шагает рыжий городовой с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником».

Конфискация – термин из деловой, официальной речи. Это значит: принудительное и безвозмездное изъятие денег или имущества частного лица в пользу государства.

В чью же пользу был конфискован крыжовник?

Почему Очумелов летом, а крыжовник созревает летом, в шинели?

 Шинель – признак власти, она сразу выделяет его среди обывателей. Вот  он и в жару не хочет ее снять, как будто с нею сроднился, чуть ли не спит в шинели. Это художественный прием – преувеличение, гипербола.

Зачем Чехов использует эту деталь? Чтобы показать перемены в его настроении, поведении, раскрыть характер героя.

 

 

2. Работа над теоретико-литературным понятием: сатира, юмор.

-         Что такое юмор?

-         Что такое сатира?

Юмор – изображение человеческих слабостей, недостатков в безобидно-комическом, смешном виде.

Сатира    резкое критическое изображение действительности.

-         Какой характер носит смех в «Хамелеоне» – добродушный или злой?

 

 Писатель-сатирик высмеивает отрицательные явления жизни, осуждая и обличая их. И четкого различия между сатирой и юмором в рассказе трудно определить. Здесь безобидная насмешка перерастает в негодующий смех, обличающий определенные стороны общественной жизни.

 

IV. Итоги урока.

 

1.          На протяжении всего урока мы говорили, что в рассказе много смешного. А есть ли в нем грустное? Давайте подумаем и ответим на этот вопрос.

    Мысль об исковерканности человека, искаженных представлениях о честности, искренности, правде у Чехова вполне ощутима. Можно даже сказать, что рассказ «Хамелеон» смешной и страшный одновременно.          Разве не страшно, когда люди перестают быть похожими на людей? Не случайно Чехов использует здесь «говорящие» фамилии: Хрюкин, Очумелов. Человек уже привык приспосабливаться, с такой необыкновенной легкостью меняет свои убеждения, что становится похожим на хамелеона.

    Какой рассказ Чехова можно назвать, где человек перестает быть самим собой и преклоняется перед большим чином?  («Толстый и тонкий»).

 

    В сатирическом произведении каждая художественная деталь на месте, потому что ей отведена определенная роль. Чехов, высмеивая подхалима Очумелова, обращает наше внимание на его речь, выдающую малообразованного, грубого человека; на его поведение – то ему жарко, то холодно; на отсутствие собственного мнения ( а ведь он блюститель порядка, представитель власти).

   Язык улицы врывается в рассказ – просторечные слова создают атмосферу комичности происходящего, хотя Очумелову не до смеха. Единственная мысль сверлит его недалекий ум: как бы не попасть впросак, как бы чего не вышло.

 

   А теперь обратите еще раз внимание на эпиграф. Как  слова М. Горького объясняют тему нашего урока?

 

2.     Оценивание и комментирование ответов учащихся. (Какая группа была готова лучше, работала творчески?)

 

V.  Домашнее задание. Прочитать один рассказ А.П. Чехова по выбору.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Форма входа
Поиск
Календарь
«  Декабрь 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2016
    Конструктор сайтов - uCoz